1. Понятие «государство», его основные признаки и функции

Государство (в шир.) – это институт организации совместной жизни, самая высшая коллективная общность, которая является постоянным живым активно действующим единством, которое формируется всем народом.

Государство (в узк.) – это аппарат управления социально – политическими процессами. Это особая группа людей профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественных отношений.

Основные признаки государства как политического института.

-Наличие особой группы людей, которые занимаются управлением и охраной структуры государства.-Монополия на принуждение в отношении всего населения.-Право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.-Право издавать законы и правила обязательные для всех.-Организация власти осуществляется на определённой территории.-Монополия на взимание налогов и сборов со всего населения и формирование общественного бюджета.

Дополнительные признаки.

единый государственный язык как средство общения;

единая оборонная внешняя политика;

единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого этапа исторического развития.

Внутренние:

Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)

Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике)

 Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)

Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

 

 

 

Функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства (охранительная)

Функция легального осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов

Экологическая функция – деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей

Внешние:

Обеспечение национальной безопасности

Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере

Развитие взаимовыгодного сотрудничества

Классификация функций государства:

-Охранительные – это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений. Регулятивные – деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений

-основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта)

-постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности)

-ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды)

- внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество) – рассмотрели ранее*.

 

 

2.Форма государственного строя в Российской Федерации, её официальные государственные символы

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ «РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Федеративное устройство РФ.

РФ состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Согласно Конституции, Российская Федерация состоит из 85 субъектов — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные принципы российского федерализма:

1.Государственная целостность РФ – государственный суверенитет на всей территории России и в международных отношениях принадлежит только федерации, но не её субъектам.

2.Единство системы государственной власти – выражается в единстве системы органов государственной власти. Провозглашение равноправия субъектов РФ – субъекты РФ равноправны как в отношениях с федеральными органами исполнительной власти так и между собой..

Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Государственные символы России — установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации.В 1993 году была принята Конституция России — Основной закон нашей страны.Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами.

Государственным гербом России был утвержден двуглавый орел.Государственным гимном стало произведение композитора А. В. Александрова и поэта С. В. Михалкова.Государственным флагом было признано бело-сине-красное полотнище.Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) поле.

 

 

3. Основные принципы государственного и муниципального управления. Принципы ГМУ – это объективные основы, на которых базируется структура функционирования и совершенствования ГУ:

Общие;

Частные;

Обеспечивающие функционирование;

Обеспечивающие развитие;

Организационно – технологические.

Общие принципы действуют в любой сфере управления, для любого объекта, на любом уровне, т.е. везде и всегда:

Принцип объективности

Принцип системности

Принцип комплексности

Частные принципы – это принципы, которые применяются в отдельных сферах управления, локальные принципы, применяемые только для одной организации, фирмы, структуры и так далее.

Главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества.

Верховенство Конституции РФ. 2.Народовластие (РФ – республика на демократических началах). Он реализуется в органах МСУ. 3.Принцип ответственности – гос органы несут ответственность за принимаемые решения и их реализацию. 4.Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина – они являются самоценностью. 5.Принцип разделения властей. 6.Принцип федерализма. 7.Принцип гласности 8.Принцип законности. 9Принцип сочетания централизации и децентрализации управления. 10.Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. 11.Принцип делегирования полномочий

 

 

 

Принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления.

  1. Принцип правовой защищённости управленческих решений (решение должно быть законно и чтобы его нельзя было оспорить).
  2. Принцип оптимизации управления (для достижения максимального эффекта надо использовать минимум необходимых ресурсов).
  3. Принцип делегирования полномочий.
  4. Принцип соответствия – для решения проблемы необходимо принять решение, которое соответствует проблеме и ресурсы для её решения должны соответствовать масштабу проблемы.
  5. Принцип автоматического замещения отсутствующего (отсутствие одного человека не должно сказаться на производительности).

Принципы, обеспечивающие развитие.

  1. Принцип новой задачи.
  2. Принцип постоянного повышения квалификации персонала.
  3. Принцип одноразового ввода информации – задания формулируются начальником 1 раз.
  4. Принцип первого руководителя

Организационно – технологические принципы.

Сочетание централизации и децентрализации.Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

Приоритет общего над частным.

Принцип единства федерального, регионального и местного управления.

 

 

4.Основные причины государственного вмешательства в социально-экономическое развитие общества.

Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования:

  1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательного эффекта рыночного механизма:

- ограничение стихийности рыночных процессов;

- обеспечение эффективного совокупного спроса рыночной конъюнктуры;

- производство общественных товаров, обеспечение общественных потребностей и нужд;

- поддержание конкурентоспособности и открытости рынка;

- усиление конкурентных позиций на мировом рынке.

II.       Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства:

- создание общих условий развития экономики, обеспечение экономического эффекта функционирования совокупного капитала, необходимость определения правил игры для хозяйствующих субъектов;

- стимулирование долгосрочного экономического роста деловой активности;

- формирование оптимальной структуры народного хозяйства;

- регулирование денежного обращения (закон обмена M*V=P*Q);

- содействие развитию науки и научно – техническому прогрессу.

III. Факторы, связанные с решением социальных проблем:

- обеспечение рационального перераспределения доходов (налоговые поступления и социальные выплаты);

- обеспечение экономических основ социальной стабильности и сокращение социальной напряжённости;

- обеспечение полной занятости населения;

- формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявление интеллектуальных способностей человека.

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип сбалансированности бюджета

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

Принцип прозрачности (открытости) означает:

Принцип достоверности бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип единства кассы

 

 

 

5.Основные элементы системы государственного управления.

Воздействие государства на общество относится к двум уровням: политическому управлению и собственно государственному управлению.

государственное управление – это сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

Составными элементами системы государственного управления являются:

  1. Субъект ГУ
  2. Объект ГУ
  3. Процесс ГУ
  4. Цели ГУ
  5. Методы ГУ
  6. Виды ГУ
  7. Функции ГУ

Субъекты ГУ:

по ветвям власти: законодательные, исполнительные, судебные органы управления; б) по уровням управления: органы власти федерального уровня, регионального уровня, МСУ.

. Объекты ГУ:

- первичный объект – человек;

- вторичный объект – все возможные объединения, в т.ч. юридические лица и т.д. Совокупность людей, работающих на одной работе.

- социально – экономическая система – в целом вся совокупность её элементов.

 Процесс ГУ представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений.

 Цели ГУ

- общие;- частные – для отдельных элементов подсистемы (местные цели);- Цели среднего уровня;- стратегические (долгосрочные);- оперативные (среднесрочные);- тактические (краткосрочные).- национально – экономические;

- отраслевые;- территориальные;- групповые.- промежуточные;- конечные.

- общественно – политические;- социальные;- экономические;-организационные; комбинированные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы ГУ – это совокупность способов и приёмов достижения поставленных целей.

- общие (по всем структурам);- частные (с учётом специфики).

- административные (начальник – подчинённая вертикаль власти);

- экономические (экономические механизмы для достижения поставленной цели, мотивация);- социально – психологические (цели патриотического характера, увеличения социальной защищённости ветеранов.

- единоличные (решения одного человека);- коллегиальные (решение принимает небольшое количество людей на основе компромисса);

- коллективные (решения, которые приняты большим количеством, например, выборы в Парламент).

6.Виды ГУ:- отраслевое;- территориальное (региональное);

- функциональное (управление определёнными функциями государства)

- административное (одна из сторон имеет особые полномочия);- экономическое (гражданское) – субъекты равны.- демократическое;

- авторитарное;- координационное (федерация);- субкоординационное (конфедерация).- федеральное (использует федеральную собственность);- региональное (региональную собственность);- местное (муниципальную собственность);- корпоративное (собственность предприятий и организаций).- стратегическое (15-25 лет);- оперативное (до 10 лет);- тактическое (до 1 года).

7. Функции (источник интернет)

 1.Институциональная2.Регулятивная.

3.целеполагания                                

4. Функциональная 5. Идеологическая.

 

 

 

 

6.Структура государственной власти в Российской Федерации.

Государственный орган –это юридически оформленная, организационно – обособленная, действующая в установленном государственном порядке, часть системы органов государственной власти, наделённая государственно – властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций возложенных государством.

Органы государственной власти характеризуются следующими основными чертами:

1.      Каждый гос орган наделён государственно – властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определённые вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими гос органами, должностными лицами и гражданами и обеспечивать исполнение этих актов;

2.      Каждый гос орган образуется в установленном государством порядке;

3.      Каждый гос орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;

4.      Каждый гос орган действует в установленном государством порядке;

5.      Каждый гос орган является составной частью единой системы органов гос власти РФ.

В соответствии с КРФ государственную власть в РФ осуществляется Президентом РФ, а так же на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим КРФ предусматривает наличие органов Президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Структура органов власти.

 

 

 

 

Суд не имеет право принимать решения по собственной инициативе. Судья не имеет право распоряжаться принятием нового закона или постановления. ТО, судьи наделены правом отмены решений органов законодательной и исполнительной власти, но не могут принимать свои законы.

Уровни власти.

 

 

7. Президент Российской Федерации, его статус, полномочия и символы президентской власти. Администрация Президента РФ.

Президент РФ – официальный и постоянный представитель государства внутри РФ и за рубежом. Является главой государства, за которым закреплены функции и полномочия.

Выступает гарантом конституционных прав и свобод граждан; 2.Стоит на защите территории и суверенитета РФ; 3.Определяет основные направления внутренней и внешней организации; 4.Назначает полномочных представителей в округах, значимые органы, дипломатических представителей.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Для реализации задач он имеет полномочия, закреплённые в Конституции РФ:

Назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства;

Имеет право председательствовать на собрании Правительства;

Имеет право принимать решения об отставке Правительства;

Представляет Гос. Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка;

По предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства;

Представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей и генерального прокурора;

Возглавляет и формирует Совет Безопасности РФ;

 

 

 

 

Утверждает Военную доктрину РФ;

Назначает и освобождает от должности полномочного представителя;

 Издаёт указы, которые обязательны для всех и действуют на всей территории РФ;

 отменяет распоряжения и постановления Правительства в случае противоречия Конституции РФ.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента Российской Федерации и осуществляющим контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проекты ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады.Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

 

 

8.Законодательная ветвь власти Российской Федерации.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ делится на:

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ (основная задача – учёт интересов субъектов Федерации) – в составе по 2 человека от каждого субъекта РФ:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (450 депутатов): избирается на 5 лет по партийным спискам на сегодняшний день, может проводить специальные расследования – партийные слушания, которые проводятся некоторой группой депутатов, избираемых заранее.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер,

 

 

 

Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

 

 

 

 

9.Исполнительная   ветвь власти Российской Федерации.

Высший орган исполнительной власти – Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий исполнительную систему.

Задачи Правительства РФ:

Организаторская работа по исполнению правовых актов;

Проведение организационных мероприятий, обеспечивающих управление.

Полномочия Правительства РФ:

Разработка и представление в Гос. Думу федерального бюджета (обеспечение пополнения);

Отчёт о пополнении федерального бюджета перед Гос. Думой;

Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной, денежной политики РФ;

Обеспечение проведения единой государственной политики в науке, культуре, социальной сфере, здравоохранении, образовании;

Осуществление управления федеральной собственностью;

Осуществление мер по обеспечению обороны страны, обеспечению государственной безопасности и обороны;

Принимает меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью;

Руководит федеральными органами исполнительной власти, имеет право отменять или приостанавливать действие правовых актов.

 

 

 

 

Правительство РФ состоит из:

- Председателя Правительства РФ;

- Заместителей Председателя Правительства РФ;

- Федеральных министров.

Система:

  1. Федеральные министерства;
  2. Федеральные службы;
  3. Федеральные агентства.
  1. Федеральное министерство
  2. Федеральная служба
  3. 3. Федеральное агентство

К системе органов исполнительной власти так же относятся органы исполнительной власти субъектов РФ (Конституции / уставы субъекта РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Судебная ветвь власти  Российской  Федерации.

Судебная власть – это совокупность судебных органов как судебной системы. Признаки судебной власти:

Осуществляется особыми государственными органами – судами, которые в совокупности образуют судебную систему.

Осуществляется посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Осуществляется в соответствии с чётко установленной процессуальной формой, то есть обязательные правовые процедуры регулируются гражданско – процессуальным кодексом, уголовно – процессуальным кодексом, административно – процессуальным кодексом.

Решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Правовая регламентация основ судебной системы содержится в:

- Конституции РФ (ст. 125 – 128);

- ФКЗ «О судебной системе РФ» (1996 г.)

 

 

 

 

 

Основные конституционные принципы судопроизводства в России:

  1. Равенство граждан перед законом и судом;
  2. Открытость судебного разбирательства;
  3. Состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве;
  4. Призумпция невиновности – обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (уголовное право), а в административном праве обязан;
  5. Запрет использования доказательств, полученных с нарушением ФЗ;
  6. Судебная власть призвана сдерживать две другие ветви власти.

Судебная система РФ состоит из:

  1. Конституционные (уставные) суды:- Конституционный суд РФ;

- Конституционные (уставные) суды субъектов РФ (в городах, областях и т.д.).

  1. Суды общей юрисдикции (гражданско – процессуальный кодекс РФ):

- Верховный суд РФ;

- Военный суд РФ;

- Суды субъектов РФ (Новосибирский областной суд);

- Мировые судьи (не являются федеральными и назначаются на заседании Законодательного собрания).

3. Арбитражные суды:

- Высший арбитражный суд РФ;

- Федеральные арбитражные суды округов (10);

- Арбитражные апелляционные суды ;

- Арбитражные суды субъектов РФ

 -- Арбитражный суд НСО

 

 

 

 

 

11.Избирательная система Российской  Федерации

Избирательная система  (в широком смысле) – это порядок формирования выборных органов государства и органов МСУ, включающее в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организация и порядок выборов.

избирательные системы:

Мажоритарная (от фр. большинство) – избранным считается кандидат, получивший более 50 % голосов.

Пропорциональная – предполагает участие в избирательном процессе партий формирующих списки своих кандидатов.

Смешанная - выдвижение кандидатов осуществляется исключительно партийным списком, в котором каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), таким образом, мажоритарная избирательная система превращается в смешанную избирательную систему.

Избирательное право (субъективный смысл) – это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и МСУ.

Среди избирательных прав конкретного лица основное место занимает:

  1. Активное избирательное право – право избирать.
  2. Пассивное ИП – право быть избранным.

 

 

 

 

 

Принципы избирательного права:

- всеобщее ИП

- выборы в РФ являются прямыми

- голосование на выборах в РФ тайное

- участие граждан РФ в выборах является свободным и добровольным

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов. Выборы организовывают и проводят комиссии.  Избирательный процесс включает в себя:

I.Регистрация (учёт) избирателей и составление списков избирателей, образование избирательных округов и участков.

II.Формирование избирательной комиссии.

IV.Предвыборная агитация

V.Голосование

Избирательная система, применяемая на выборах Президента Российской Федерации. В соответствии с российским избирательным законодательством на выборах президента страны применяется мажоритарная система абсолютного большинства. Голосование граждан проводится по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

 

 

 

 

12. Бюджетная система Российской  Федерации. Бюджетный процесс. Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. Структура бюджетной системы РФ (уровни):

1.Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов РФ федерального уровня;

2.Бюджеты субъектов РФ (Бюджеты республик, краёв, областей, автономных округов, автономных областей и городов федерального значения, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов);

3.Бюджеты МО (бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских МО городов федерального значения, бюджеты городов и сельских поселений).

Принципы бюджетной системы РФ:

  1. Единство БС. 2.Разграничение доходов и расходов между бюджетами разных уровней. 3.Принцип самостоятельности бюджета. 4.Равенство бюджетных прав субъектов РФ и М 5.Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита. 6.Принцип сбалансированности бюджета. 7.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. 8.Принцип единства кассы.

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).

 

 

 

 

 

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. 1.Текущие расходы. 2.Капитальные расходы

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Участники бюджетного процесса:

- Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- органы государственных внебюджетных фондов;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

 

 

 

13.Современное федеративное, административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Государственное устройство – это территориальная организация государства, обусловливающая правовое положение его отдельных частей и характер взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Существует 2 формы гос устройства:

1.Унитарное государство – характеризуется централизованной системой гос власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и его административно – территориальными единицами (Франция, Бельгия, германия).2.Федерации – характеризуются тем, что территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях при этом составные части государства (субъекты) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения. В федерации формируется 2 уровня территориальной организации гос власти: а) федеральная гос власть; б) гос власть субъектов федерации.3.Субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают гос суверенитетом и правом выхода из состава федерации.

В соответствии с Конституцей РФ (ст.1) РФ Россия – федеративное государство, состоящее из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Основные принципы российского федерализма:

1.Государственная целостность

2.Единство системы гос власти

3.Провозглашение равноправия субъектов РФ

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. 2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет.

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ).

 

 

 

4) единое гражданство Российской Федерации. 5) наличие высших органов государственной власти. 6) единая Конституция и правовая система. 7) единое экономическое пространство.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. 2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. 3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти;

Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений. Административно-территориальное устройство России в настоящее время различается по типам и уровням:

федеральные округа

Субъекты Российской Федерации

экономические районы

В настоящее в